Собрания военных лет (1941-1945)
Говоря о евангельских собраниях в Ленинграде в годы войны, нужно учитывать, что в июле-августе 1941 года многие верующие с семьями были эвакуированы из города вместе с предприятиями, на которых работали. Кроме того, в силу антирелигиозной политики государства уже 22 июня 1941 года вышла директива наркома государственной безопасности СССР, следствием которой стали многочисленные аресты верующих в самом начале войны. К примеру, в Колпине они носили даже более массовый характер, чем в печально известном 1937 году (смотри книгу «Рожденные свыше на берегах Ижоры»). Оставшиеся на свободе братья воевали, а сестры трудились для нужд фронта.
В связи с мобилизацией, эвакуацией, арестами, летом 1941 года общение верующих в Ленинграде почти прекратилось, но, когда замкнулось кольцо блокады, оставшиеся в городе братья и сестры стали искать друг друга. Вновь по месту жительства образовались небольшие домашние группы в 5-10 человек, поскольку ходить далеко не было сил. Одним из мест собраний была квартира супругов Жидуло (Калинкин пер., дом 4). Мария Степановна была домохозяйкой, а Трофим Павлович возил на полуторке муку и хлеб на хлебозавод и в магазины. Когда водитель честно работает, то всегда один продавец протянет ему корочку хлеба, другой — что-то еще, так исстари заведено. В результате они такого голода, как другие, не испытывали, но жили впроголодь, досыта не наедались, экономили. Поэтому, когда у них собирались по воскресеньям 10–15 человек, а всех, посещающих их дом в разные дни, было до 30, то после собрания Мария Степановна кормила всех кашей или щами из кислой капусты. В праздничные дни к щам старались дать каждому по маленькому кусочку хлеба. Обязательно чай предлагали. Во время блокады пустой кипяток назывался чаем: горячий кипяток — и всё.
После снятия блокады в 1944 году прежде разрозненные группы верующих стали общаться между собой, расти и к концу войны каждая из них состояла уже из 30-50 человек. Верующие собирались: в Невском районе — у Чубарова (Власьевская ул., 10), в Шувалове — у Мойкина (Варваринская ул., 44), на Выборгской стороне — у Ершова (Лесной пр., 59, корпус 6) и в других местах. Молодежь проводила свои общения на квартире сестры Березкиной (Невский пр., 135). Все собрания проходили по воскресным вечерам. Выходные дни были отменены: все трудились для победы. Но, несмотря на физическую усталость, верующие стремились в общение.
Бедствия войны вынудили Сталина прекратить полное уничтожение Церкви. В октябре 1944 года власти разрешили проведение в Москве Всесоюзного совещания евангельских христиан и баптистов. На нем произошло судьбоносное объединение двух союзов в единый союз ЕХБ. Началось духовное пробуждение и массовая регистрация общин, закрытых в 1930-е годы. В 1946 году получила регистрацию и Ленинградская община ЕХБ, но об этом - в следующем выпуске…
В связи с мобилизацией, эвакуацией, арестами, летом 1941 года общение верующих в Ленинграде почти прекратилось, но, когда замкнулось кольцо блокады, оставшиеся в городе братья и сестры стали искать друг друга. Вновь по месту жительства образовались небольшие домашние группы в 5-
После снятия блокады в 1944 году прежде разрозненные группы верующих стали общаться между собой, расти и к концу войны каждая из них состояла уже из 30-
Бедствия войны вынудили Сталина прекратить полное уничтожение Церкви. В октябре 1944 года власти разрешили проведение в Москве Всесоюзного совещания евангельских христиан и баптистов. На нем произошло судьбоносное объединение двух союзов в единый союз ЕХБ. Началось духовное пробуждение и массовая регистрация общин, закрытых в 1930-
Владимир Степанов