Тайные собрания предвоенных лет 1938-1941
После того, как в 1938 году в Ленинграде была снята с регистрации последняя евангельская церковь, евангельские христиане и баптисты лишились всякой возможности проводить богослужения на законных основаниях. Более того, государство требовало полного прекращения любой церковной деятельности. Закрытие последних церквей баптистов и евангельских христиан сопровождалось в 1937-1938 годах массовыми арестами верующих: причем не только руководства, но и рядовых членов. Почти все искренние и преданные Господу братья и даже некоторые сестры были либо расстреляны, либо высланы, либо заключены в лагеря ГУЛАГа, разбросанные по бескрайним просторам СССР.
В тех условиях, когда разорвались общинные связи, многие верующие потеряли контакт друг с другом и оказались в вынужденной изоляции, другие же, испугавшись, попрятались сознательно и жили так, чтобы никто даже не знал об их вере. Церковь оказалась почти полностью рассеяна. Однако Господь сохранил на воле часть преданных Ему слуг…
В условиях жесточайших гонений евангельская церковь выжила благодаря принципу всеобщего священства верующих. Когда руководящие братья были арестованы, инициативу взяли на себя рядовые братья и сестры. Подобно первым христианам, собиравшимся в катакомбах, лениградские верующие стали тайно собираться по квартирам, образовав небольшие домашние группы. Собрания эти происходили в разных районах города, несмотря на постоянную угрозу ареста их участников.
Дмитрий Мокшанов, один из близких сотрудников И.С.Проханова, собирал группу верующих у себя дома в Манежном переулке, дом 17. Известно, что он преподавал крещения по домам. Иван Степанович Соколов жил на Озерной улице в доме 16 и собирал у себя небольшое общение из 8-10 человек. Мария Ипполитовна Долгова проводила собрания в своей квартире в доме 42 по Коломенской улице. В квартире сестры Курносенковой на Сытнинской улице в доме 9 собиралась молодежь, которой руководил Константин Сальников.
Тайные собрания происходили не только в Ленинграде, но также в его пригородах и Ленобласти. Упомянутая сестра Долгова являлась связующим лицом собраний в Колпине, Пушкине и Петергофе. Она вдохновляла верующих этих общин бывать друг у друга в гостях. Долгова призывала братьев и сестер, не боясь арестов, продолжать проповедовать Евангелие, совершать крещения и хлебопреломления, однако соблюдать при этом осторожность, помня, что за эти действия верующие Советской властью осуждаются по 58-й статье. В Колпине собраниями руководили Иван Смай, Алексей Тараканов и Василий Сычев (об их самоотверженном служении можно прочитать во 2-м томе книги «Рожденные свыше на берегах Ижоры» ).
К сожалению, из-за политики жесточайших гонений до нас не дошли имена многих героев веры, собиравших в своих квартирах домашние группы. Сегодня историки братства ЕХБ по крупицам, радуясь каждой находке, восстанавливают их имена и биографии.
Однако в тяжелейших условиях, когда политика репрессивного государства была нацелена на полное уничтожение Церкви, Сам Господь пришел на помощь верующим, о чем будет рассказано в следующем выпуске.
В тех условиях, когда разорвались общинные связи, многие верующие потеряли контакт друг с другом и оказались в вынужденной изоляции, другие же, испугавшись, попрятались сознательно и жили так, чтобы никто даже не знал об их вере. Церковь оказалась почти полностью рассеяна. Однако Господь сохранил на воле часть преданных Ему слуг…
В условиях жесточайших гонений евангельская церковь выжила благодаря принципу всеобщего священства верующих. Когда руководящие братья были арестованы, инициативу взяли на себя рядовые братья и сестры. Подобно первым христианам, собиравшимся в катакомбах, лениградские верующие стали тайно собираться по квартирам, образовав небольшие домашние группы. Собрания эти происходили в разных районах города, несмотря на постоянную угрозу ареста их участников.
Дмитрий Мокшанов, один из близких сотрудников И.С.Проханова, собирал группу верующих у себя дома в Манежном переулке, дом 17. Известно, что он преподавал крещения по домам. Иван Степанович Соколов жил на Озерной улице в доме 16 и собирал у себя небольшое общение из 8-
Тайные собрания происходили не только в Ленинграде, но также в его пригородах и Ленобласти. Упомянутая сестра Долгова являлась связующим лицом собраний в Колпине, Пушкине и Петергофе. Она вдохновляла верующих этих общин бывать друг у друга в гостях. Долгова призывала братьев и сестер, не боясь арестов, продолжать проповедовать Евангелие, совершать крещения и хлебопреломления, однако соблюдать при этом осторожность, помня, что за эти действия верующие Советской властью осуждаются по 58-
К сожалению, из-
Однако в тяжелейших условиях, когда политика репрессивного государства была нацелена на полное уничтожение Церкви, Сам Господь пришел на помощь верующим, о чем будет рассказано в следующем выпуске.
Владимир Степанов