Евангельское пробуждение в Санкт-Петербургской губернии

Проект
"Страницы истории"
посвящён изучению истории
Евангельских христиан России
Перейти к контенту

Евангельское пробуждение в Санкт-Петербургской губернии

Петербург Eвангельский
Евангельское пробуждение в Санкт-Петербургской губернии
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил (Пс 77:3,4).

Начало пробуждения
Еще в 1880-е годы первые евангельские христиане появились на юго-западе Санкт-Петербургской губернии. Их называли "пашковцами" по имени петербургского руководителя В.А.Пашкова (фото).
Православный противосектантский миссионер Санкт-Петербургской епархии Николай Булгаков писал в своем отчете, что в 1900 году пашковцы имелись в семи пунктах Ямбургского уезда (с.Котлы, дер.Монастырки, дер.Павлово, дер.Елизаветино, дер.Новая, дер.Феодоровка, дер.Тютицы), двух пунктах Петергофского уезда (дер. Сельцо и дер. Ицыпино) и г.Гатчина. Всего пашковцев в уездах губернии насчитывалось до 52 человек. Булгаков писал: "Главным гнездом штундо-пашковцев в Санкт-Петербургской епархии является Котельский приход. С сектантами, проживающими здесь, их Петербургские единомышленники находятся в самых живых отношениях. До сведения Епархиального Начальства было доведено о существовании сектантства в Котельском приходе только в 1891 году; но штундо-пашковщина появилась здесь гораздо раньше; к 1891 году она только получила вполне определенную физиономию и сплотилась в тесно организованную общину" (ЦГИА, ф.19, оп.92, д.23, лл.53-54). Ту же географию без каких-либо изменений мы находим и в отчете Булгакова за 1903 год. Распространение евангельского движения сдерживалось правительственными запретами и противодействием государственной церкви.

Миссионерская программа Проханова
Положение кардинально изменилось после издания 17 апреля 1905 года указа "Об укреплении начал веротерпимости", принесшего преследуемым христианам религиозную свободу. В Санкт-Петербурге в то время жил и трудился Иван Степанович Проханов (фото). Он был очень талантливый человек: проповедник, поэт, создатель евангельского песнопения, писатель и издатель христианской литературы, редактор журналов и газет, а главное - выдающийся организатор и руководитель евангельских христиан всей России, чей авторитет непрестанно рос по мере того, как Бог благословлял его труд все новыми и новыми достижениями.
Прохановым была провозглашена миссионерская программа с девизом идти "от города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку" и нести благую весть спасения всему русскому народу. Он говорил своим труженикам: "Вы должны иметь хорошую географическую карту вашей местности. Во-первых, для того чтобы отмечать места, где имеются группы евангельских христиан. Затем вы должны сказать себе как говорят воины перед сражением: "Мы должны добыть для Христа все селения губернии, в которых Евангелие еще не было проповедано"". Результатом избранной стратегии стало непрерывное возрастание количества общин в Санкт-Петербургской губернии и по всей России.
Найденные автором, ранее не публиковавшиеся, документы проливают свет на некоторые подробности того, как на практике претворялся в жизнь миссионерский девиз Проханова.

Собрания в Царском Селе
В 1908 году начались собрания в Царском Селе. О начале этих собраний писал полицмейстер Царского Села полковник Новиков в своем рапорте, поданном 3 февраля 1910 года в Санкт-Петербургское Губернское Правление.
Новиков писал, что деятельность Санкт-Петербургской общины евангельских христиан в г.Царском Селе выражается в том, что проживающие в Царском Селе руководители общины Ярощук, Макшанов и Ларионов 4 сентября 1908 г. обратились в Полицию с заявлением о желании совершать богослужения в квартире Ярощука, проживающего в доме Шуванова по Саперной улице. Разрешение было получено 16 октября 1908 года.
О личностях заявителей полицмейстер писал, что "Иван Ярощук, 30 лет и Никифор Макшанов, 47 лет состоят на службе при Царскосельской Тюрьме, первый с января 1908 года, в качестве машиниста по отоплению, второй - старшим тюремным надзирателем по тюремному ведомству с 1889 года, а при Царскосельской Тюрьме с 1904 года и Василий Ларионов, 50 лет, служит дворником в доме графини Елены Ивановны Шуваловой по Волконской улице, и что все они семейные, трезвого поведения, нравственных качеств и образа жизни безупречных, по политическим делам не проходили и к политическим партиям не принадлежат". Эта положительная характеристика евангельских христиан, написанная государственным чиновником, -редкий пример честности и объективности, ведь в то время "сектантов" обычно чернили или, как минимум, воздерживались от какой-либо похвалы в их адрес.
После перемены двух мест собраний 4 ноября 1909 года Никифор Макшанов, один из ближайших сподвижников Проханова, письменно заявил Полиции, что религиозные собрания будут происходить теперь в доме Шмидер, квартира № 5, угол Кадетской и Захаржевской улиц. Квартира, предназначенная исключительно для религиозных собраний, состояла из передней, комнаты для собраний, занимающей площадь приблизительно в 63 кв.аршина и кухни. Далее полицмейстер писал: "Собрания, кроме последователей учения евангельских христиан, посещала и посторонняя публика обоего пола и нижние чины местного гарнизона, не более 2-3 человек. Квартира  лишена каких бы то ни было украшений, на передней стене висит портрет Государя Императора, для посетителей расставлены в ряд деревянные скамейки, всего на собраниях бывают от 60 до 70 человек, считая членов общины, число которых колеблется от 12 до 20 человек, включая и детей. Внутренний порядок поддерживается самими устроителями собраний, то есть Ярощуком, Макшановым и Ларионовым, они же занимаются толкованием святого Евангелия со ссылкой на Библию и послание святых Апостолов; в перерывах поются духовные песни". При квартире во время молитвенных собраний продавались всем желающим книги, брошюры и листки религиозного содержания, а также Евангелия и Библии, присылаемые из Санкт-Петербурга из Совета Общины.
Макшанов говорил полицмейстеру, что число евангельских христиан в округе не менее 300 человек, например, почти все крестьяне дер. Катлино Царскосельского уезда были евангелистами.
Среди членов царскосельской общины были канонир Офицерской артиллерийской школы Сергей Наумов, посещавщий собрания с разрешения своего начальства, будущий руководитель Колпинской общины евангельских христиан Федор Смольников, десять лиц прислуги из аристократических домов, в числе которых дома графини Шуваловой, князя Юсупова, графа Гудовича и генерала Воейкова, а также несколько немцев, лютеран по рождению (ЦГИА, ф.254, оп.1, д.13065, лл.36-40).

Гатчина, Кронштадт, Луга
В другом интересном документе "Отчете Санкт-Петербургского епархиального миссионерского совета за 1910 г." дана развернутая панорама состояния евангельского христианства в Санкт-Петербургской губернии за тот год. Документ, занимающий многие страницы, процитирую выборочно:
"В отчетном году Гатчино (так!) усиленно посещалось пашковскими проповедниками, преимущественно из Петербурга, которые и устрояли сектантские собрания. Отсюда сектанты старались занести сектантство в окрестные сельские приходы, особенно в местности близ железнодорожных станций. Железнодорожные служащие и были главными пропагандистами.
В Кронштадте давно уже укрепилась пашковщина. Рабочий элемент, наплывающий в Кронштадт на летние месяцы, представляет благоприятные условия для всякого рода пропаганды среди него.
В Луге появились сектанты в конце 1909 года: в отчетном году они старались сеять сектантство по деревням и по школам.

Ораниенбаум, Петергоф, Шлиссельбург
Имеются сектанты как в Ораниенбауме и Петергофе, так и в окрестных селениях (в Клопицах, Сельце, в имении Каськово), но в небольшом количестве. Посетителями собраний бывают главным образом лютеране. Православные посещают из любопытства. Руководители собраний - приезжающие из других мест, между прочим -из Петербурга.
Летом столичные баптисты усиленно стали пропагандировать в Шлиссельбурге, куда ездили по воскресным дням человек по 30-40 певчих и Фетлер (фото). Беседы свои они вели в помещении столовой ситценабивной мануфактуры и собирали слушателей до 500 человек. Явная сектантская пропаганда в связи с предостережением православного духовенства от сектантства действовала на православных возбуждающе, и по просьбе самого народа господин губернатор закрыл сектантские беседы. Однако наезды баптистских проповедников не прекратились после сего, проповедь велась по частным домам. Шлиссельбург привлекает сектантов  рабочим элементом. Они надеются основать общину. В настоящее время они получили опять разрешение на открытие своих бесед.

Ямбургский уезд
Ямбургский уезд раньше всех других уездов епархии и более всех заражен сектантством. Сектантство развито между лютеранами, и от них распространяется и на православных. Центром сектантства считается Котловский приход. Другим пунктом сектантской пропаганды и более опасным, чем Котловский, надо признать мызу Березняки в двух верстах от Валговицкой Вознесенской церкви. Владелица мызы фон Крузэ, завзятая и весьма ревностная пашковка, устраивает у себя собрания с чтением, сопровождаемым туманными картинами и пением стихов. Устраивает также елку для детей, делает им подарки и тем старается повлиять на них и вообще на окрестное население в сторону сектантства. Она, будто бы, намеревается взять на свое попечение около 40 человек питомцев из воспитательного дома и подготовить из них деятельных пропагандистов пашковщины. Летом на мызу приезжает и проповедует И. В. Каргель (фото)" (ЦГИА, ф.19, оп.102, д.35, лл.611-618).
К сказанному добавлю, что из других источников известно, что летом 1909 года происходили собрания евангельских христиан в Старом Петергофе, а осенью того же года регулярные духовные беседы были начаты в Ораниенбауме петербургскими баптистами.

Колпино
В пасхальные дни 1911 года открылись собрания евангельских христиан в посаде Колпино. Руководили небольшой общиной работники Ижорского завода Федор Николаев и Федор Смольников. О первых собраниях мы неплохо информированы, благодаря вниманию к ним газет того времени.
Корреспондент уездной газеты "Царскосельское дело" писал в июньских номерах, что собрания евангельских христиан в Колпине состоят из чтения отрывков Священного Писания, обычно Нового завета, их толкования, хорового пения духовных песен по сборнику "Гусли". Молитвы произносятся всегда коленопреклоненно, прочувствованно, часто со слезами, и каждый раз заканчиваются словом "амен". Из местных жителей последователей нового учения насчитывается пока не более двух-трех человек. Каждый раз приезжают из Петербурга руководящие братья, в числе 5-6, а иногда и 10 человек, очень искусные в пении "Гуслей". На собраниях выступают по очереди несколько проповедников. Все они производят впечатление малообразованных простых людей. Православные заходят на собрания ради любопытства. Приходят и православные дети всех возрастов.
Местное православное духовенство встретило евангельскую проповедь в штыки. В местном военном храме было произнесено несколько противосектантских проповедей. Настоятель сам бывает на собраниях евангелистов. По окончании этих собраний, сопровождаемый православными посетителями, он под открытым небом дает свои разъяснения, опровергает сказанное в проповедях и раздает противосектантские листки.
Во время собрания 19 июня православные наполнили всю небольшую комнатку, так что евангельские верующие оказались в меньшинстве. На этом собрании присутствовали оба колпинских настоятеля: военной церкви о.Соколов и епархиальной церкви о.Заборовский. Проповедь временами прерывалась вопросами некоторых из православных слушателей, но ради соблюдения порядка было решено оставить эти вопросы до окончания собрания. После собрания разговор имел характер горячей полемики, где каждая из сторон отстаивала свою правоту, в результате, по наблюдению репортера, большинство православных ушли с беседы враждебно настроенными. Некоторые из них, не зная о существующей в государстве религиозной свободе, просили православных пастырей положить конец этой, по их словам, "смуте". А некоторые недовольные горячие головы обращались и в местную полицию, которая в лице пристава ответила, что она не правомочна что-либо предпринять против собраний евангелистов.
Отрадно, что полиция, до 1905 года преследовавшая евангельских верующих, теперь стояла на страже их гражданских прав, защищая свободу вероисповедания. Несмотря на имевшие место трудности, собрания в Колпине продолжались в течение нескольких лет. Они были закрыты в августе 1915 года, когда по соображениям военного времени были запрещены все собрания евангельских христиан на территории Петроградской губернии.
Подведем итог сказанному. В лучшее для благовестия время, с 1905 по 1911 год, на территории Санкт-Петербургской губернии, равно как и по всей Российской империи, возникло много новых евангельских общин, которые в недавнем прошлом имели возможность отпраздновать свои столетние юбилеи.

А знаешь ли ты, дорогой друг, год рождения своей общины?
Иногда ответ на этот вопрос может привести к удивительным открытиям. Поделюсь личным опытом. Я пришел в Колпинскую церковь в 1990 году, сразу как начались в местном Дворце культуры регулярные богослужения. Я и считал этот год началом истории своей поместной общины.
Через несколько лет мне удалось познакомиться с воспоминаниями старицы Антонины Александровны Колобановой. Она писала, что ее семья приехала в Колпино в 1922 году, когда ей было восемь лет. Она помнила, что ее родители, будучи баптистами, сразу же стали проводить в своей комнате собрания, на которые приходили местные верующие. Антонина Александровна не знала, были ли собрания в Колпине до этого.
Загоревшись интересом к истории родной общины, подарившей мне самое дорогое -веру в Спасителя, я, получив благословение церкви, начал новое служение - историко-поисковое. Много благословенных часов провел я, записывая воспоминания старцев и стариц. Много полезного узнал, познакомившись с местными краеведами. Много открытий по милости Божьей ждали меня в часы, проведенные в архивах Санкт-Петербурга и в читальных залах Российской национальной библиотеки. В результате год рождения поместной церкви сдвинулся вглубь истории еще на 11 лет, сместившись с советского времени на эпоху царского самодержавия - 1911 год.
Итогом девяти лет исторических изысканий стал двухтомник «Рожденные свыше на берегах Ижоры», посвященный истории Колпинской церкви евангельских христиан-баптистов (СПб., Библия для всех, 2011 (т. 1); 2013 (т. 2). Верю, что этот труд послужит нынешнему и будущим поколениям "в назидание, увещание и утешение" (1 Кор. 14:3).
А тебе, дорогой друг, известен год рождения твоей общины? Может и тебя ждет удивительное открытие истории, которой ты не знал?

Владимир Степанов, Колпино, Санкт-Петербург.


© "Страницы Истории" при любом использовании материала сайта активная ссылка на проект www.hecrus.ru обязательна
Будь в курсе наших новостей!
Назад к содержимому