Пашковец Владимир Владимирович Хлопов (1854-1919): от службы флотской к служению Евангелию

Проект
"Страницы истории"
посвящён изучению истории
Евангельских христиан России
Перейти к контенту

Пашковец Владимир Владимирович Хлопов (1854-1919): от службы флотской к служению Евангелию

Петербург Eвангельский
Опубликован от Степанов В. А. вход История в лицах · пятница 22 ноя 2024
Tags: ПашковцыХлопов
Владимир Владимирович Хлопов… Его имени нет ни в монументальном труде «История евангельских христиан-баптистов в СССР»[1], ни в наиболее полном изложении истории евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - двухтомнике С. Н. Савинского[2]. Между тем Владимир Хлопов был личностью незаурядной и оставил неизгладимый след в памяти разных людей, знавших его. К примеру, первый председатель ВСЕХБ[3] Яков Иванович Жидков отмечал, что когда начинал свой христианский путь, Хлопов сыграл заметную роль в его духовном становлении[4].
 
В связи с этим задачей настоящего исследования будет познакомить евангельское сообщество с биографией, характером личности и особенностями служения этого интересного и по-своему замечательного христианина.
 
 
Происхождение и юные годы
 
 
Владимир Владимирович Хлопов происходил из дворян Харьковской губернии[5].
 
Его потомственное дворянство подтверждается грамотой о дворянском достоинстве, выданной 15 февраля 1838 года[6] Харьковским дворянским депутатским собранием его деду, штабс-ротмистру Владимиру Дмитриевичу Хлопову, помещику Богодуховского уезда, Харьковской губернии[7].
 
Отец нашего героя – коллежский советник, тоже Владимир Владимирович Хлопов, родился в 1826 году[8]. Мать, как свидетельствует документ, была законной женой своего мужа и звали ее Натальей Аркадьевной[9].
 
Герой нашего исследования, Владимир Владимирович Хлопов, родился 23 июня 1854 года[10] и был крещен в Москве в Рождественской церкви на Бутырках[11]. Когда Владимиру исполнилось 16 лет, и он учился в VI классе 1-й Киевской гимназии, его отец подал 20 июля 1870 года прошение в Морское училище, находившееся в Санкт-Петербурге, на зачисление сына в это привилегированное высшее учебное заведение[12]. Морское училище готовило своих воспитанников для прохождения офицерской службы в Российском императорском флоте. Прошение было удовлетворено, и 16 сентября 1870 года Владимир Хлопов поступил в Морское училище[13].
 
 
Служба в Российском императорском флоте (1871-1888)
 
 
Окончив успешно Морское училище в 1874 году, с производством в гардемарины, Хлопов был назначен в 4-й Флотский экипаж[14]. Его флотская служба, отсчет которой был начат еще в училище в 1871 году[15], чередовала периоды плаваний и нахождения на берегу в Кронштадте. Продвигаясь по службе, он был произведен в 1877 году в мичманы, в 1882 году – в лейтенанты. В 1885 году был награжден Орденом Св. Станислава 3 степени. Его служба не была однообразной: менялись номера флотских экипажей, к которым он был приписан; были периоды, когда он был прикомандирован к Гидрографическому, а затем Инспекторскому департаментам. В конце своей 17-летней флотской службы он прослушал в Минном Офицерском классе 2-месячный краткий курс по минному делу, выдержав экзамен[16].
 
Почти каждый год, начиная с периода учебы в Морском училище, Хлопов проходил службу на различных военных кораблях. Его послужной список хранит их названия: фрегат «Громобой» (1871), корвет «Гиляк» (1872), винтовая лодка «Забияка» (1874), фрегат «Севастополь» (1875), фрегат «Адмирал Грейг» (1876), фрегат «Адмирал Лазарев» (1877), фрегат «Петропавловск» (1877), монитор «Единорог» (1878), транспорт «Красная Горка» (1879), корвет «Баян» (1881), корвет «Боярин» (1887). Все эти плавания проходили на акваториях Финского залива и Балтийского моря и как правило не превышали трех месяцев[17].
 
Особо следует сказать о заграничном плавании Хлопова на фрегате «Дмитрий Донской». Во-первых, оно было длительным и заняло почти полтора года (с 1 июля 1885 по 22 декабря 1886 г.)[18]; во-вторых, оно было дальним. «Дмитрий Донской» был новейшим русским кораблем, только что вошедшим в строй[19] и сразу отправленным в Средиземное море с ответственным заданием возглавить особое соединение российского флота - отряд Средиземного моря. Отношения Великобритании с Россией в то время обострились из-за кризиса 1885 года по поводу афганской границы. Почти два года англичане тщательно отслеживали перемещение этого новейшего корабля Российского флота. Когда афганский кризис миновал, «Дмитрий Донской» был отправлен на Тихий океан, а лейтенант Хлопов отбыл в Кронштадт[20]. Сказанное объясняет, почему все те, кто оставил воспоминания о Хлопове, связывали его флотскую службу именно с этим кораблем[21].
 
 
Увольнение с флота и вызвавшая его причина
 
 
Шестого апреля 1888 года лейтенант Хлопов подал прошение на Высочайшее имя императора Александра III, прося об увольнении его от службы по домашним обстоятельствам, с производством в следующий чин[22]. Одновременно Хлоповым был подан рапорт своему непосредственному начальнику, командиру 3-го Флотского экипажа, в котором писал: «Вследствие домашних обстоятельств службу Его Императорского Величества продолжать не могу, а потому представляя при сем прошение на Высочайшее имя, прошу ходатайства Вашего Высокоблагородия об увольнении меня от службы с производством в следующий чин»[23].
 
Прошение и рапорт пошли по команде и не встретили возражений[24]. Управляющий Морского Министерства 21 апреля 1888 года распорядился внести в приказ увольнение лейтенанта Хлопова от службы по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсиями по Положению[25] и награждением чином капитана 2 ранга, что и было исполнено[26].
 
Таким образом, 17-летняя[27] флотская служба Владимира Хлопова была завершена по его личному желанию, задолго до достижения им предельного служебного возраста. Что же побудило его в возрасте 34 года написать слова: «Службу Его Императорского Величества продолжать не могу»? Что за семейные обстоятельства стали помехой? Он был холост[28] (и, насколько нам известно, так и остался холостым).
 
Подлинной причиной увольнения стало то, что в годы своей флотской службы Хлопов вошел в круг пашковцев, где обратился и обрел искреннюю веру в Иисуса Христа[29]. Шведский миссионер Йоханнес Свенссон[30], трудившийся в России, имел беседу с Хлоповым в Петербурге в 1907 году и написал об этом следующее[31]:
 
 
Хлопов утверждал, что ни один христианин, стоящий на страже своей совести не может состоять на военной службе. У него остались самые неприятные воспоминания об этом времени. Например, он совершал утреннюю молитву, имея общение с Господом, Который есть любовь и Который учит в Своем Слове, что должно любить друг друга, что должно любить не только друга, но и врага, и всем благотворить, и за всех молиться, даже за тех, которые причиняют нам неприятность, преследуя нас. А после такой молитвы он должен был выйти и проводить осмотр оружия, револьверов, сабель и пушек, чтобы установить, что они находятся в исправном состоянии и, таким образом, быть уверенным, насколько это возможно, что оружие способно калечить и убивать людей. Мысль, что он тем самым замышляет убийство, была столь мучительна для него, что он отказывался понимать, как может с ним при этом пребывать Божий Дух.
 
 
Это свидетельство дает ясное представление о причине, по которой Хлопов решил оставить флотскую службу.
 
 
Служащий Дворянского земельного банка
 
 
Полученный Хлоповым при отставке чин капитана 2 ранга, соответствовал в табели о рангах гражданскому чину надворного советника, в котором он и был принят на службу в Дворянский земельный банк на должность младшего делопроизводителя[32]. Но и в обществе банковских работников, по словам того же Свенссона, Хлопов не нашел никакого удовлетворения, говоря, что «был там в общении с 400 убежденными атеистами, которые были постоянно готовы вырвать всё то, что он приобрел в общении с Богом»[33].
 
Возможно, Хлопов готов был бы терпеть такое окружение и далее, но возникли обстоятельства, приведшие его к увольнению, на этот раз, не по собственной воле. После кончины Александра III, произошедшей 20 октября 1894 года, государственные служащие были обязаны принять в письменной форме верноподданническую присягу новому императору Николаю II. Хлопов, хотя и подписал присяжный лист, но изменил его текст таким образом, чтобы он не содержал никаких выражений, носивших характер клятвы[34].
 
Это не осталось незамеченным. Было заведено дело. Во-первых, поступок Хлопова был расценен как отказ принять присягу новому Императору, за что он был немедленно уволен из банка. Во-вторых, нашелся недоброжелатель, который написал анонимное заявление в Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в Санкт-Петербурге (более известное как Охранное отделение). В нем говорилось, что «служащий в Дворянском Земельном Банке, Надворный Советник Хлопов /бывший флотский офицер/, отказался принять присягу Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю II и отказ свой мотивировал тем, что он принадлежит к секте Пашковцев, которая запрещает присягать Императору»[35]. Надо сказать, что это заявление содержало преувеличение, поскольку Хлопов считал себя верноподданным нового Императора, а его протест касался лишь формы присяги (этот вопрос мы ниже рассмотрим подробней).
 
О поступившем анонимном заявлении 1 декабря 1894 года было доложено Градоначальнику, который распорядился передать рассмотрение вопроса в Судное отделение при Канцелярии Градоначальника[36], откуда его решили препроводить на распоряжение С.-Петербургской Духовной консистории[37]. Таким образом, городские чиновники решили, что пускай этим вопросом занимается церковная власть. После хождения дела по церковным инстанциям, священнику Сампсониевской церкви Александру Преображенскому было поручено сперва произвести негласное дознание о семейном положении и жизни надворного советника В. В. Хлопова, а затем преподать ему пастырское увещание, чтобы он принял присягу на верноподданство Императору. Священник А. Преображенский подошел к делу обстоятельно и 18 апреля 1895 года подал письменный рапорт в 1-ю экспедицию С.-Петербургской Духовной консистории. Мы процитируем значительную его часть, чтобы познакомиться ближе с личностью Хлопова-христианина[38]:
 
 
Означенный Надворный Советник Хлопов холост, живет в меблированных комнатах и ведет по-видимому скромный образ жизни. Посторонних людей у него бывает мало, хотя по собственному его признанию, он и не отказывает тем, которые ищут его беседы и хотят воспользоваться его помощью в деле познания истины. Сам он бывает, по его словам, только у родственников и близких знакомых, из коих многие занимают довольно видное положение в обществе. Среди них он каждодневно посещает, по собранным мною сведениям, своих родственников, живущих в доме Пашкова[39], по Б. Сампсоновскому [так] пр. д. № 13[40], где он имеет и стол, и участвует там иногда в собраниях последователей Пашкова, происходящих каждый воскресный день от 7-10 часов вечера. (…) При беседе с ним оказалось, что он не принимает присяги потому, что она идет вразрез с буквальным смыслом мест из Евангелия от Матфея, гл. 5, ст. 34[41] и послания апостола Иакова, гл. 5, ст. 12[42], и никаких других авторитетов и толкований этого места он не признает, в чем и остался непреклонен, не смотря на двукратные беседы с ним об этом предмете, продолжавшиеся около 2-х часов каждая[43]. Из дальнейшей беседы моей с ним выяснилось, что он считает себя православным, и формально связи с православной церковью порвать не хочет; но установлений ее многих не признает. Таинства признает, но к ним не приступает. У Исповеди и Св. причащения не был уже много лет, на том, будто бы, основании, что боится, как бы ему, при снисходительности пастырей к грехам пасомых, не пришлось столкнуться с блудником или убийцею и другими тяжкими грешниками и не оскверниться чрез соприкосновение с ними и общение во Св. Причащении. Оправдание признает только чрез веру. Священного предания не признает, и обряды Православной Церкви, и всю внешнюю обстановку богослужения отрицает. В общем в нем видны все признаки последователя лжеучения Пашкова, с которым он, как можно заключить, находится в сношениях и в настоящее время[44]. Хотя он и отрицает принадлежность к этому лжеучению, но во всяком случае он является, если и не пропагандистом, то закоренелым и убежденным последователем его и отступником от Православной Церкви, на обращение которого весьма мало надежды. В заключение наших бесед он сам заявил мне об этом следующее: «Батюшка, если уж я не пожалел места, дававшего мне 2000 рублей в год, чтобы не отступить от своих убеждений, то неужели вы думаете, что я захочу послушать Вас?» После этого он отказался от всяких бесед по этому предмету и согласился только дать письменное обязательство пребывать в верноподданстве Его Императорскому Величеству, каковое при сем и имею честь представить 1-й экспедиции Духовной Консистории вместе с заявлением на мое имя[45].
 
 
Итак, к своему рапорту, поданному в Духовную консисторию, священник Александр Преображенский, приложил два письменных документа, написанных рукой Хлопова. В первом из них, на имя священника Преображенского, Хлопов объясняет, почему, являясь лояльным Государю подданным, он не мог подписать присягу, содержащую клятвенные выражения. Вот текст этого письма[46]:
 
 
Милостивый Государь.
 
Отец Александр.
 
Пользуюсь настоящим случаем, чтобы еще раз выразить Вам, что не могу признать за собой уклонения от засвидетельствования верноподданничества Его Императорскому Величеству Государю Императору, так как присяжный лист был мною в свое время подписан, хотя с некоторыми ограничениями в тех выражениях, которые носили клятвенный характер. По крайнему моему разумению, в Святом Евангелии от Матфея, гл. 5, ст. 34 и далее, и в послании Святого апостола Иакова, гл. 5, ст.12, всякие, какого бы то ни было рода, клятвы возбраняются безусловно. Заповедь эта изложена настолько ясно и категорично, что никакого иного толкования я признать не могу и приводимые Вами в беседе нашей доводы меня в этом не разубеждают, а потому я и остаюсь при прежнем своем отношении к духовной, т. е. формальной стороне присяги. Что же касается присяги по существу, т. е. выражения моих чувств и обязанностей в отношении Верховного Главы Государства, то я осмеливаюсь изложить их в прилагаемой форме.
 
Ваш, Милостивый Государь, покорный слуга
 
В. Хлопов.
 
18 февраля 1895 г.
 
 
Приемлемая для Хлопова форма выражения верноподданнических обязательств имела следующий вид (этот собственноручный текст был им также передан священнику А. Преображенскому)[47]:
 
 
Я, нижеподписавшийся, перед Всемогущим Богом обещаю быть верным, Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича подданным, всё, требуемое законами Империи, исполнять и всякой законной власти повиноваться. – С.Петербург, 18 февраля 1895 года.
 
Надворный Советник Владимир Владимирович Хлопов.
 
 
Последний лист дела Хлопова, заведенного Санкт-Петербургской Духовной консисторией, гласил, что консистория «29 мая 1895 года вынесла решение в связи со сменой жительства Хлопова передать его под пасторское попечение причту Спасобочаринской церкви[48] с задачей наблюдения, не совращает ли Хлопов других в свое лжеучение»[49]. Однако, судя по тому, что дело в дальнейшем не пополнялось, консистория решила им больше не заниматься, оставив Хлопова в покое.
 
 
Переводчик, молитвенник, руководитель домашней группы
 
 
После увольнения из банка начался новый этап в жизни Хлопова. Зная немецкий и английский языки, он занялся переводами иностранной духовной литературы на русский язык[50]. Им была переведена с немецкого языка известная книга И. А. Фрея «Земля, где жил Иисус Христос»[51]. Книга была издана на русском языке в Риге в 1898 году. В нее вошли путевые впечатления и заметки автора, совершившего поездку по Египту, Палестине, Сирии, Малой Азии, Греции и Италии[52].
 
Хлопов переводил много духовной литературы. Его переводы печатались в журнале «Христианин». Он перевел ряд гимнов и стихотво­рений, например, «О, как стыдно дни те вспомнить»[53]. Этот гимн был включен Прохановым в сборник духовных песен «Гусли», впервые изданный в 1902 году[54].
 
В 1907 году, в беседе с миссионером Йоханнесом Свенссоном, Хлопов говорил, что не жалеет, что попрощался со службой в банке. Это позволило ему теперь, в своем немолодом уже возрасте, проводить время у себя в комнате в окружении хороших, немецких и английских книг, которые он читает для своего назидания и переводит на русский язык, чтобы этим послужить народу Божьему[55].
 
Хлопов был не только переводчиком, но и молитвенником. Известный служитель евангельско-баптистского братства, один из первых российских библейских книгонош, Иван Иванович Жидков (1858-1928), приехавший на невские берега в 1901 году[56], вспоминал: «В Санкт-Петербурге пришлось быть участником в обновлении церкви, начавшемся благодаря молитвам “о пробуждении церкви”, возносимым с ноября 1904 г. в молитвенном кружке на квартире брата Хлопова и по домам молитвенников»[57].
 
Еще большее влияние оказал Хлопов на сына Ивана Ивановича, молодого Якова Ивановича Жидкова (1885-1966), будущего председателя ВСЕХБ[58], прибывшего вслед за отцом в Петербург в 1902 году[59]. В архиве семьи Жидковых сохранилось такое свидетельство[60]:
 
 
Большое влияние на духовную жизнь Я[кова] И[вановича] Ж[идкова] оказал старый верующий офицер морской службы с крейсера «Дмитрий Донской» Хло­пов Владимир Владимирович, прекрасно знающий английский язык. У него на квартире один раз в 2 недели происходили молит­венные собрания группы сочувствующих ему братьев с чаепитием. На этих собраниях В. В. Хлопов читал какую-либо переводную с анг­лийского духовную статью, было краткое объяснение - потом мо­литва. На этих собраниях была в переводе В. В. Хлопова заслушана целая книга по главам - «Поднятая завеса» [Анны Уитол] Смит. Потом Я. И. Ж[идков] пе­репечатал эту книгу на машинке, и она была издана с машинного экземпляра в типографии и была распространяема в среде верующих».
 
 
Почитатель Георга Мюллера
 
 
Следующая характеристика Хлопова продолжает затронутую тему и относится к 1907-1908 годам. В книге Ю. С. Грачева «Студенческие годы» говорится[61]:
 
 
Хлопов целыми днями читал Библию и духовную английскую литературу. У него был кружок близких друзей, которые собирались у него по субботам. Он был человек веры и молитвы, большой почитатель Георга Мюллера. Девизом его жизни было: «Не заботьтесь ни о чем, но открывайте свои желания Богу»[62].
 
 
Здесь нужно немного сказать о личности Георга Мюллера (1805-1898), поскольку его богословие и пример жизни оказали колоссальное влияние на веру пашковцев. Мюллер был выдающимся служителем, евангелистом, директором сиротского приюта в Бристоле, человеком веры. Он был одним из основателей движения Плимутских братьев, а позднее той его ветви, которая именовалась «открытыми братьями». Мюллер, будучи уже в преклонном возрасте, приезжал в Петербург в 1883 году и, пробыв три месяца, укрепил богословские основания пашковцев. Модест Корф вспоминал: «Мы высоко ценили этого брата, Бог обильно благословил нас через него. Георг Мюллер помог нам, детям Божьим, возрастать в познании нашего Спасителя, святости и посвящении Богу»[63]. Духовный авторитет Мюллера как учителя веры и мужа молитвы оставался высоким и после изгнания Пашкова и Корфа из России. Евангельские верующие хотели знать о нем как можно больше, поэтому в 1911 году была переведена и издана книга «Жизнь Георга Мюллера из Бристоля»[64].
 
Сохранилось свидетельство, что В. В. Хлопов рассказал о жизни Джорджа Мюллера на вечере христианской любви в общине евангельских христиан, прошедшей 7 февраля 1909 года в помещении на Фонарном переулке. По словам Хлопова, сказанным в тот вечер[65]:
 
 
Что особенно останавливает наше внимание в его [Мюллера] жизни – это безусловное его доверие Господу, усердная и непрестающая молитва, которыми он привел много душ к покаянию и получил много средств для дела, которым он заведовал. Он посвятил себя для служения сиротам и, начав с небольшого, он дошел до того, что в его приюте находилось 2050 детей единовременно, которые содержались только на те деньги, которые Мюллер выпрашивал у Бога. Людям он ни слова не говорил о нуждах приюта, а всё возносил к Тому, который владеет всеми богатствами и который побуждает сердца людей творить добро во Имя Его. Жизненный опыт Мюллера научает нас настойчивости в молитве. Он молился об обращении одного своего знакомого более 50 лет и, наконец, все-таки вскоре после смерти Мюллера этот человек обратился. Дж. Мюллер не знал неотвеченных молитв. Он был человек подобный нам, а потому всё это побуждает и нас с бодростью и смелостью вступить на путь веры и молитвы.
 
 
Итак, Мюллер не просил людей о помощи напрямую, но молился Господу. Это было нужно ему для того, чтобы быть убежденным, что служение происходит по воле Божьей, а не является обычным человеческим предприятием. Его практика веры оказала сильное влияние на евангельские круги по всей Европе, так что неудивительно, что Хлопов был большим почитателем Георга Мюллера и старался распространить его опыт среди пашковцев.
 
 
Служение в Санкт-Петербургской общине евангельских христиан
 
 
Как мы видели, Хлопов любил общение верующих на дому, что было характерной чертой движения плимутских братьев и пашковцев как их последователей[66]. Вместе с тем он был и постоянным посетителем больших собраний, проходивших в особняке княгини Н. Ф. Ливен[67].
 
После разделения движения пашковцев в 1908 году на последователей Каргеля и Проханова, Хлопов трудился под началом последнего. Его церковная составляющая служения была особенно заметна в 1909-1910 годах. Он вошел тогда в Совет Санкт-Петербургской общины евангельских христиан, состоявший из известных служителей. Председателем был И. С. Проханов; товарищами председателя: Г. М. Матвеев, В. И. Долгополов; пресвитером С. А. Алексеев. В. В. Хлопову были поручены обязанности секретаря[68].
 
В сентябре 1909 года Санкт-Петербургская община евангельских христиан получила официальное разрешение на открытие образовательной школы, 3-го разряда (городского типа), для мальчиков и девочек от 7 до 15 лет. Учащимися должны были стать дети членов всех общин Евангельского исповедания. Учителя набирались верующие. Школа открывала сразу четыре районных отделения: в центре города на Фонтанке; в Нарвской части; на Петербургской стороне и за Невской заставой. В журнале «Братский листок» было дано объявление за подписью Проханова, в котором говорилось, что ближайшее руководство школой поручено председателю школьной комиссии Владимиру Владимировичу Хлопову, к которому и следует обращаться за всеми справками относительно программы, платы за обучение и вообще за всякими советами по этому делу[69].
 
Вопрос о том, насколько эффективным и долговременным оказался данный проект, требует отдельного изучения. Известно, что запуск его состоялся, а спустя год, по итогам 1910 года, в православных кругах было отмечено, что евангельские христиане имеют в столице четыре общеобразовательные трехклассные школы для мальчиков и девочек[70]. Мы же обратим внимание на то, что из широкого круга столичных евангельских христиан исполнение данного масштабного образовательного проекта было поручено Хлопову.
 
Последнее по хронологии упоминание о его служении мы находим у Я. И. Жидкова, писавшего об истории издательской деятельности после 1905 года: «Нужно отметить выход в свет отдельными изданиями таких больших духовных творений И. В. Каргеля, как “Свет из тени будущих благ” [1908] и “В каком ты отношении к Духу Святому?” [1912], а также книги “Поднятая завеса”, в издании которой приняли участие братья В. В. Хлопов и Я. И. Жидков»[71]. Выше было сказано, что Хлопов перевел эту книгу, а Жидков пе­репечатал ее на машинке, после чего она была издана с машинного экземпляра в типографии и распространялась в среде верующих[72].
 
Книга «Поднятая завеса» была издана в Киеве в 1914 году[73]. Автор книги, американская христианская писательница Анна Уитол Смит (1832–1911), стояла у истоков движения святости в США и Кесвикского движения святости в Великобритании. Она проповедовала радость полного подчинения Господу. Секрет счастливой жизни, по ее словам, заключается в том, чтобы безоговорочно доверять обетованиям Библии. Главное, по ее мнению, полное подчинение себя Господу и совершенное доверие Ему, приводящее к победе над грехом и к внутреннему покою души. Смит учила, что надо позволить Господу нести наше бремя и управлять нашими делами вместо того, чтобы пытаться делать это самим. Как мы видели, Хлопов разделял это богословие и зачитывал книгу «Поднятая завеса», глава за главой, на своей домашней молитвенной группе. Идеи движения святости были популярны у пашковцев, а Хлопов был проводником этих идей, переводя литературу святости.
 
 
Вопрос о времени смерти
 
 
В мае 1919 года журнал «Друг», издаваемый в Филадельфии бывшими пресвитерами петербургского «Дома Евангелия» В. А. Фетлером и И. В. Непрашем, опубликовал два письма, полученных редакцией журнала. В них сообщалось об огромных трудностях, переживаемых петроградскими верующими. В городе происходили бесчинные расстрелы, царил страшный голод, от которого многие умерли, отсутствовало отопление. К тексту почтовой открытки, написанной 10 апреля 1919 года в Петрограде, была сделана приписка: «Хлопов умер. По сведениям, которые получены о нем раньше, есть основание предположить, что он умер из-за тех ужасов, а, может быть, прямо от голода»[74].
 
Если эта информация верна, то Хлопов умер в начале 1919 года (не позднее 10 апреля, когда была написана открытка), то ли вследствие голода, то ли от неких «ужасов». Информация не расшифровывается, и можно предположить разное. Первое, что приходит на ум, что он мог быть расстрелян новой властью по классовому признаку, как человек дворянского происхождения, как бывший офицер. О том, что такой исход был вероятен, писал находившийся в Петрограде Проханов[75]:
 
 
Петроград и Москва были разделены на районы и специальный революционный трибунал был образован в каждом из них. (…) В эти трибуналы волокли сотни людей день и ночь. (…) Группы солдат ходили от дома к дому, арестовывая всех подозрительных с их точки зрения людей и доставляя их в трибуналы, где многие погибали. Без преувеличения можно сказать, что в течение трех лет, с января 1918 года по январь 1922 года, лидеры правящей партии основной своей работой считали террор. Их цель заключалась в физическом уничтожении руководителей буржуазии, капиталистов и людей, которые симпатизировали старому режиму. Было хорошо известно, что тысячи офицеров армии были взяты однажды ночью в Петрограде и потоплены в Финском заливе по пути в Кронштадт. (…) В это ужасное время мы читали каждое утро в газетах длинные списки людей, которые были расстреляны в течение прошедшей ночи.
 
 
Смерть В. В. Хлопова была подтверждена на 10-м Всесоюзном съезде евангельских христиан в Ленинграде, прошедшем с 30 ноября по 6 декабря 1926 года. Имя Хлопова было упомянуто там в списке из 26 имен «отошедших в вечность братьев и сестер, работников Союза»[76]. Но вот что настораживает! Упомянутые на том съезде братья и сестры, время смерти которых нам известна, ушли в вечность в период с 1923 по 1926 годы, то есть после предыдущего 9-го съезда евангельских христиан, прошедшего в сентябре 1923 года. Могло ли быть так, что Хлопова вспомнили на съезде потому, что он продолжал оставаться работником Союза после 9-го съезда, и смерть его наступила в период между съездами 1923 и 1926 годов? Это значило бы, что информация о его смерти в 1919 году была ошибочной. Такие сомнения могут иметь место.
 
И всё же, просматривая периодические издания евангельских христиан за 1919-1926-е годы, а также справочные книги «Весь Ленинград» за 1922-1926 годы, не удалось обнаружить реальных фактов о том, что В. В. Хлопов был жив после 1919 года. Так что этот год следует считать последним годом его земной жизни[77].
 
 
Адреса в Петербурге
 
 
Хлопов не обладал недвижимым имуществом[78], поэтому, проживая в Петербурге, снимал жилье. Удалось установить следующие адреса его проживания в Петербурге.
 
1894 - Троицкая ул., 9 (с 1929 – ул. Рубинштейна)[79].
 
1894 - Большой Сампсониевский проспект, 16[80].
 
1895 - Финский переулок, д. 9[81].
 
1897 - Б. Сампсониевский, 16[82].
 
1898-1910 - Васильевский Остров. 6 линия, 1/25.
 
В доме на 6-й линии Хлопов проживал продолжительное время, что засвидетельствовано в разных источниках[83]. Так, Грачев писал, что в 1908 году Хлопов «жил в меблированных комнатах против Николаевского моста, которые сдавала мадам Гофман вместе с мебелью и постелью»[84]. Дом этот сохранился до нашего времени. Он является угловым и выходит не только на 6-ю линию, но и на Университетскую набережную, по которой имеет № 25[85].
 
1911 - Матвеевская, 11[86].
 
1912 - Васильевский Остров. Большой пр., 80а[87].
 
1913-1916 - Васильевский Остров. Большой пр., 80[88].
 
1917 - Васильевский Остров. Большой пр., 80а[89].
 
 
Дары, призвание, характер
 
 
Владимира Владимировича Хлопова можно охарактеризовать как человека умственного труда, как интеллигента, который был призван Богом послужить делу распространения Евангелия. Его отличали следующие качества:
 
1.Он большую роль отводил самообразованию.
 
2.Познавал Бога не только для себя лично, но и активно делился приобретенными знаниями со всеми. Его отличало дружелюбие, и он часто посещал семьи петербургских верующих[90]. Он любил читать вслух переведенные духовные статьи как друзьям в домашней группе, так и верующим, которых посещал.
 
3.Его отличала искренность, прямота веры, готовность пожертвовать материальным благополучием. Чтобы не лукавить перед людьми и не запятнать доброй совести перед Богом, он оставил сначала флотскую службу, а затем службу в банке.
 
4.Хлопов был исключительно воспитанным человеком. Один из посетителей собраний, проходивших во дворце княгини Ливен, отметил, что даже в аристократическом пашковском обществе, где никого нельзя было удивить хорошими манерами, Хлопов «отличался особой изысканностью джентльмена»[91].
 
5.Его вера содержала заметную культурную составляющую, которая не ограничивалась любовью к книгам. Хлопов старался просветить молодых христиан, приезжавших в столицу на учебу. Это отмечала, например, Анна Чекмарева, мать писателя Юрия Сергеевича Грачева. Когда она училась на первом курсе, Хлопов часто заходил к ней, читал ей духовные журналы, а также водил ее по Петербургу, знакомя с достопримеча­тельностями[92].
 
Его образованность, воспитанность и дружелюбие делали его интересным и приятным собеседником для интеллигенции, для студенчества, для проповедников и руководителей церквей обоих союзов: евангельских христиан и баптистов (о его общении с лидерами баптизма мы еще упомянем).
 
 
Авторитет и уважение Хлопова в российском евангельском движении
 
 
Хлопов имел близкие отношения с И. С. Прохановым и часто бывал у него[93]. Иван Степанович, зная его способности, сотрудничал с ним в переводческой деятельности, а также поручал ему разный духовный труд, в основном носивший интеллектуальный характер (можно вспомнить, поручение возглавить школьное дело).
 
Яков Иванович Жидков в 1945 году, спустя почти полстолетия, в журнале «Братский вестник» упоминал В. В. Хлопова в одном ряду с известными учителями веры: И. С. Прохановым, И. В. Каргелем, бароном П. Н. Николаи. Жидков слушал их лекции и считал всех их своими учителями[94].
 
Авторитет Хлопова засвидетельствован не только в среде евангельских христиан. Его связывали отношения с лидерами русского баптизма: В. Г. Павловым, В. П. Степановым, Н. В. Одинцовым. Все они, приезжая в Петербург, заходили к нему для дружеского общения. Их привлекало в Хлопове не только его образованность и духовная просвещенность, но и его радушие, ибо «он старался всем выказать лю­бовь»[95]. Неслучайно, единственное, дошедшее до нас фото Хлопова, было сделано по случаю общения, которое он имел в 1905 году с посетившими его братьями Н. В. Одинцовым и В. П. Степановым. Братьям не пришлось далеко ходить, благо фотоателье Р. Шарля, в котором было сделано памятное фото, находилось в доме № 25 против Николаевского моста[96], в котором жил тогда Хлопов[97].
 
Подведем итог всему сказанному. Апостол пишет: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Владимира Владимировича Хлопова нельзя отнести к звездам первой величины российского евангельского движения. Тем не менее его жизнь интересна и поучительна, а сам он достоин нашей памяти.
 
 
Список использованных источников и литературы
 
 
Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга. [Санкт-Петербург]: А. С. Суворин, [1894]-1914.
 
Весь Петроград: Адресная и справочная книга г. Петрограда. Петроград: Т-во А. С. Суворина "Новое время", 1915-1917.
 
Вечеря Христианской Любви в СПБургской Общине Евангельских Христиан 7-го Февраля 1909 г. // Братский листок. 1909. Февраль. № 2. С. 4-9.
 
Грачев Ю. Студенческие годы. СПб.: Библия для всех, 1997.
 
Гусли. Сб. духовных песен / Сост. И. С. П. 3-е изд. - Гальбштадт: Изд. Т-ва «Радуга», 1911.
 
Дело по представлению отчета о состоянии Санкт-Петербургской епархии за 1910 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 35.
 
Жидков Я. И. Восемьдесят лет евангельско-баптистских изданий // Братский вестник. 1947. № 5. С. 16-20.
 
Записи заседаний 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан в Ленинграде с 30-го ноября по 6-ое декабря 1926 г. в Доме спасения. Ленинград: ВСЕХ, 1927.
 
Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе / Пер. с нем.: Скворцов П. И. Вупперталь-Кассель: Издательство Онкен, 1978 (Kahle, Wilhelm. Evangelische Christen in Rußland und der Sowjetunion. Wuppertal & Kassel: Oncken Verlag, 1978) // Компакт-диск «История Евангельского движения в Евразии 4.0». Одесса: ЕААА, 2005.
 
Ливенский дворец // Верность. 1934. № 3-4. С. 15-17.
 
Немного о себе (автобиография Я. И. Жидкова) // Братский вестник. 1954. № 5-6. С. 22-32.
 
Об образовательной школе СПБургской Общины Евангельских Христиан // Братский листок. 1909. Сентябрь. С. 2-3.
 
Об отказе принять присягу надворным советником Хлоповым в связи с его принадлежностью к пашковской секте. 1894-1895. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. На 8 л.
 
От Совета СПБургской общины Евангельских христиан // Христианин. 1909. Апрель. С. 47; Май. С. 43; Июнь. С. 43; Июль. С. 45; Декабрь. С. 61; 1910. Февраль. С. 45.
 
Последние письма из России // Друг. 1919. Май. № 5. С. 38.
 
Проханов И. С. В котле России. Чикаго: Всемирный Союз Евангельских Христиан, 1992.
 
Смит А. В. Поднятая завеса / Пер. с англ. – Киев: типо-лит. С. В. Кульженко, 1914.
 
Филимонова Е. Живая вера поколений. М.: Христианский религиозный центр «Протестант», 2009.
 
Фрей И.А. Земля, где жил Иисус Христос, и соседние с нею земли: Путевые впечатления из поездки по Египту, Палестине, Сирии, Малой Азии, Греции и Италии. - Рига: изд. авт., ценз. 1898 (типо-лит. А. фон Гротус).
 
Хлопов В. В., лейтенант. 1888. РГА ВМФ. Ф. 417 (личные дела, уволенных от службы офицеров). Оп. 4. Д. 4767. На 10 л.
 
Хлопов Владимир Владимирович. 1871. РГА ВМФ. Ф. 432 (Морское училище. Документы воспитанников). Оп. 5. Д. 5794. На 4 л.
 
Яков Иванович Жидков (ко дню 60-летия) // Братский вестник. 1945. № 2. С. 37-39.
 

 
   
 
[1] История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989.
 
 
 
[2] Савинский С. Н. История ЕХБ Украины, России, Белоруссии (1867–1917). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 1999; Савинский С. Н. История ЕХБ Украины, России, Белоруссии (1867–1917). Т. 2. СПб.: Библия для всех, 2001.
 
 
 
[3] ВСЕХБ – Всесоюзный Совет ЕХБ.
 
 
 
[4] Филимонова Е. Живая вера поколений. М.: Христианский религиозный центр «Протестант», 2009. С. 54.
 
 
 
[5] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 4.
 
 
 
[6] Все даты до 1918 г., в соответствии с документами эпохи, приведены по старому стилю; даты после 31 января 1918 г. (после реформы календаря), даны уже по новому стилю. – Все примечания составлены автором.
 
 
 
[7] РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5794. Л. 3-4 об.
 
 
 
[8] РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5794. Л. 1, 3.
 
 
 
[9] РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5794. Л. 2.
 
 
 
[10] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 4, 9, 10.
 
 
 
[11] РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5794. Л. 2.
 
 
 
[12] РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5794. Л. 1-1 об.
 
 
 
[13] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 4 об.
 
 
 
[14] Флотский экипаж - береговая строевая, административная и хозяйственная единица, в которую входили все офицерские и низшие чины, необходимые для укомплектования судов военного флота; базовая часть в организации Военно-Морского флота Российской империи.
 
 
 
[15] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 4 об., 9, 10.
 
 
 
[16] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 4 об. – 5, 9.
 
 
 
[17] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 7-9.
 
 
 
[18] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 7 об., 9.
 
 
 
[19] «Дмитрий Донской» вошёл в строй в 1885 г.
 
 
 
[20] Мельников Р. М. Крейсер I ранга «Дмитрий Донской». Режим доступа: http://vmk.vif2.ru/library/D_Donskoy/07.htm (дата обращения: 14.08.2023).
 
 
 
[21] Филимонова Е. Живая вера поколений. С. 54; Грачев Ю. С. Студенческие годы. СПб.: Библия для всех, 1997. С. 91.
 
 
 
[22] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 2.
 
 
 
[23] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 3.
 
 
 
[24] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 1.
 
 
 
[25] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 10.
 
 
 
[26] Служебная приписка: Объяв. в Высоч. прик. о чин. воен. 2 Мая 1888 № 398 (РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 10).
 
 
 
[27] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 10.
 
 
 
[28] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 6 об.
 
 
 
[29] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 4, 5; Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[30] Йоханнес Свенссон – шведский миссионер, представитель Комитета евангельской миссии в России (Стокгольм). В 1919 г. прибыл в Германию и трудился в лагерях для военнопленных, в общинах эмигрантов, а также в начавшейся работе миссии «Свет на Востоке» в Вернигероде, в которой преподавал и руководил Библейской школой. В 1923 г. уехал в Финляндию. Последние годы жизни провел в Швеции. Умер в 1936 г. (Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе / Пер. с нем.: Скворцов П. И. Вупперталь-Кассель: Издательство Онкен, 1978 (Kahle, Wilhelm. Evangelische Christen in Rußland und der Sowjetunion. Wuppertal & Kassel: Oncken Verlag, 1978). С. 93 // Компакт-диск «История Евангельского движения в Евразии 4.0». Одесса: ЕААА, 2005; Цорн В. 100 лет миссии «Свет на Востоке». Корнталь: Свет на Востоке, 2020. С. 10).
 
 
 
[31] Свенссон Й. Съезд евангельских христиан в Санкт-Петербурге 28 января - 5 февраля 1907 г. Экенес: 1907 (шведск.). С. 15-17 // Кале В. Указ. соч. С. 381).
 
 
 
[32] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 2; Весь Петербург на 1894 год: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1894 год. [Санкт-Петербург]: А. С. Суворин, [1894]. С. 251.
 
 
 
[33] Кале В. Указ. соч. С. 410.
 
 
 
[34] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 6.
 
 
 
[35] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 2. – Заявление поступило в Отделение не позднее 30 ноября 1894 г.
 
 
 
[36] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 2, 3.
 
 
 
[37] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 1.
 
 
 
[38] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 4, 5.
 
 
 
[39] Фразу можно понять двояко: либо Хлопов сам являлся родственником Пашковых, либо в доме Пашкова жил в то время кто-то из его родственников.
 
 
 
[40] Указанный адрес, действительно, относился к комплексу строений, принадлежавших В. А. Пашкову, что подтверждается архивными делами: «Чертежи дома на участке, принадлежавшем П. Е. Шиманскому, В. А. Пашкову по Ломанскому пер., 17-19, Б. Сампсониевскому пр., 11-13 (1872-1915)» (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 2708); «О залоге имущества П. Е. Шиманским; И. Т. Трифоновым; В. А. Пашковым по Б. Сампсониевскому пр., 11 уч. 393 уч. 2 (Б. Сампсониевский пр., 11, 13, Ломанский пер., 17, 19) (1878-1886)» (ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 1. Д. 3584).
 
 
 
[41] А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий (Мф. 5:34).
 
 
 
[42] Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5:12).
 
 
 
[43] Эти две беседы, как следует из документов дела, имели место 15 и 18 февраля 1895 г. (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 4, 6, 7).
 
 
 
[44] В 1895 г. В. А. Пашков уже более десяти лет жил за границей, поэтому непосредственного общения Хлопова с ним быть не могло. Фразу нужно понимать либо как их общение посредством переписки, либо как общение Хлопова с родственниками и последователями Пашкова.
 
 
 
[45] Слова Хлопова о его принадлежности Православной церкви нужно понимать как формальные, то есть принадлежностью по паспорту. Такого рода слова давали надежду, что его прекратят преследовать. Священник Преображенский верно определил принадлежность Хлопова к пашковцам, упомянув следующие признаки, характерные для пашковцев и противоречащие православной вере: неучастие и отрицание православных таинств; оправдание одной только верой; отрицание авторитета православного предания. Вопрос о расхождении православной и пашковской веры с догматической и исторической сторон был тщательно рассмотрен нами в кн.: Степанов В. Пашковцы. СПб.: Библия для всех, 2023. С. 290-337.
 
 
 
[46] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 6.
 
 
 
[47] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 7.
 
 
 
[48] Спасо-Бочаринская церковь находилась на Выборгской стороне (в районе ул. Комсомола, 25; ул. Михайлова, 9); была закрыта в 1932 г.; здание не сохранилось.
 
 
 
[49] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 8.
 
 
 
[50] Кале В. Указ. соч. С. 381, 410.
 
 
 
[51] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[52] Фрей И.А. Земля, где жил Иисус Христос, и соседние с нею земли: Путевые впечатления из поездки по Египту, Палестине, Сирии, Малой Азии, Греции и Италии. - Рига: изд. авт., ценз. 1898 (типо-лит. А. фон Гротус).
 
 
 
[53] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[54] Гусли. Сб. духовных песен / Сост. И. С. П. 3-е изд. - Гальбштадт: Изд. Т-ва «Радуга», 1911. С. 214.
 
 
 
[55] Кале В. Указ. соч. С. 381, 410. – Вероятно, с 1898 по 1900 гг. Хлопов еще один раз возвращался на госслужбу (в банк ли то или на др. место), поскольку в книгах «Весь Петербург» за эти годы сведения о нем даны не как об отставном, а как о действующем (действительном) надворном советнике.
 
 
 
[56] История ЕХБ в СССР. С. 525.
 
 
 
[57] Писано Ив. Ив. Жидковым в 1924 г. // Филимонова Елена. Живая вера поколений. С. 40.
 
 
 
[58] Яков Иванович Жидков (ко дню 60-летия) // Братский вестник. 1945. № 2. С. 38.
 
 
 
[59] Немного о себе (автобиография Я. И. Жидкова) // Братский вестник. 1954. № 5-6. С. 29.
 
 
 
[60] Филимонова Е. Живая вера поколений. С. 54.
 
 
 
[61] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91. - Книга «Студенческие годы» была написана Ю. С. Грачевым на основании воспоминаний матери.
 
 
 
[62] Ср.: Фил. 4:6.
 
 
 
[63] Корф М. При царском дворе. Киев: Свет на Востоке, 2018. С. 43.
 
 
 
[64] Жизнь Георга Мюллера из Бристоля / Пер. В. М. М. — Гальбштадт: Тип. т-ва «Радуга», 1911.
 
 
 
[65] Вечеря Христианской Любви в СПБургской Общине Евангельских Христиан 7-го Февраля 1909 г. // Братский листок. 1909. Февраль. № 2. С. 8.
 
 
 
[66] О влиянии плимутских братьев на пашковское движение, см.: Степанов В. Пашковцы. С. 343-347.
 
 
 
[67] Ливенский дворец // Верность. 1934. № 3-4. С. 17.
 
 
 
[68] От Совета СПБургской общины Евангельских христиан // Христианин. 1909. Апрель. С. 47; Май. С. 43; Июнь. С. 43; Июль. С. 45; Декабрь. С. 61; 1910. Февраль. С. 45.
 
 
 
[69] Об образовательной школе СПБургской Общины Евангельских Христиан // Братский листок. 1909. Сентябрь. С. 2-3.
 
 
 
[70] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 35. Л. 579 об.
 
 
 
[71] Восемьдесят лет евангельско-баптистских изданий // Братский вестник. 1947. № 5. С. 18.
 
 
 
[72] Филимонова Елена. Живая вера поколений. С. 53-54.
 
 
 
[73] Смит А. В. Поднятая завеса / Пер. с англ. – Киев: типо-лит. С. В. Кульженко, 1914.
 
 
 
[74] Последние письма из России // Друг. 1919. Май. № 5. С. 38.
 
 
 
[75] Проханов И. В котле России. Чикаго: Всемирный Союз Евангельских Христиан, 1992. С. 177-178.
 
 
 
[76] Записи заседаний 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан в Ленинграде с 30-го ноября по 6-ое декабря 1926 г. в Доме спасения. Ленинград: ВСЕХ, 1927. С. 13.
 
 
 
[77] По крайней мере, имя Хлопова как живого и здравствующего не упоминается ни в периодических изданиях Союза евангельских христиан за 1919-1926-е гг., ни в справочных книгах «Весь Ленинград» за 1922-1926 гг.
 
 
 
[78] РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4767. Л. 6 об.
 
 
 
[79] Весь Петербург на 1894 год. С. 251.
 
 
 
[80] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 1. – Вероятно, прекращение съема жилья на Троицкой ул. было вызвано увольнением со службы в Дворянском земельном банке.
 
 
 
[81] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 47. Л. 4.
 
 
 
[82] Весь Петербург на 1897 год. С. 1121.
 
 
 
[83] Весь Петербург на 1898-1910 гг.: 1901. С. 620; 1904. С. 696; 1908. С. 804; Об образовательной школе СПБургской Общины Евангельских Христиан // Братский листок. 1909. Сентябрь. С. 3.
 
 
 
[84] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[85] Об образовательной школе СПБургской Общины Евангельских Христиан // Братский листок. 1909. Сентябрь. С. 3.
 
 
 
[86] Весь Петербург на 1911.
 
 
 
[87] Весь Петербург на 1912. С. 958. – Переезд Хлопова в район Гавани Васильевского острова мог быть связан с его желанием находиться рядом с только что открывшимся «Домом Евангелия», где проходили большие собрания пробуждения, привлекавшие к себе как верующих, так и неверующих. И совсем уже рядом от его съемной квартиры находился дом Е. И. Чертковой, где под руководством Каргеля проходили большие собрания евангельских христиан.
 
 
 
[88] Весь Петербург на 1913. С. 675; Весь Петербург на 1914. С. 704; Весь Петроград на 1915. С. 700; Весь Петроград на 1916. С. 1184.
 
 
 
[89] Весь Петроград на 1917. С. 727.
 
 
 
[90] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[91] Ливенский дворец // Верность. 1934. № 3-4. С. 17.
 
 
 
[92] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[93] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[94] Яков Иванович Жидков (ко дню 60-летия) // Братский вестник. 1945. № 2. С. 38.
 
 
 
[95] Грачев Ю. Указ. соч. С. 91.
 
 
 
[96] «Шарль Р.», фотоателье. Режим доступа: https://stereoscop.ru/photograph/sharl-r-fotoatele/?ysclid=m3374zbhb5356159508 (дата обращения: 04.11.2024).
 
 
 
[97] Фото было опубликовано в книге: Степанов В. П. Когда одолеют тебя испытания. М.: Логос, 2024.
 
 


© "Страницы Истории" при любом использовании материала сайта активная ссылка на проект www.hecrus.ru обязательна
Будь в курсе наших новостей!
Назад к содержимому