Каргель в годы веротерпимости (1905 – 1914)
Опубликован от Степанов В. А. вход Неизвестная история · вторник 06 мар 2018
Tags: Каргель, Неизвестная_история
Tags: Каргель, Неизвестная_история
Каргель в годы веротерпимости (1905 – 1914)
Иван Вениаминович Каргель (по-немецки, Иоганн Готлиб Каргель) (1849-1937)[1] – российский немец, выдающийся русский евангельский богослов. Его труды оказали первостепенное влияние на формирование богословия ЕХБ. Они пользуются большим уважением у братских меннонитов и христиан веры евангельской (пятидесятников) и даже у некоторых православных[2]. Например, известный священник А. Мень, говоря о Святом Духе, сказал: «Об этом Лице Святой Троицы почитать решительно нечего. Ну, может быть, что-то у баптиста Каргеля»[3].
Помимо печатного наследия Каргеля, сама его жизнь представляет немалый интерес как пример практического пребывания во Христе, а ее знание позволяет, в свою очередь, глубже понять его богословские труды, увидев в них личностное измерение.
Обращение к предложенной теме обусловлено: с одной стороны, потребностью ближе познакомиться с жизнью Каргеля в этот период, поскольку биографы уделяли ему сравнительно мало внимания; с другой стороны, желанием познакомить общественность с новыми архивными находками, которые проливают свет на некоторые вопросы жизни Каргеля, ранее не поднимавшиеся, либо остававшиеся без ответа.
Отличительной особенностью рассматриваемого периода является пожалованная российскому обществу в 1905 году императором Николаем II свобода вероисповедания, положившая конец 25-летнему периоду суровых «победоносцевских» гонений на евангельских верующих.
Наставник, благовестник, учитель, писатель
После возвращения в Санкт-Петербург из Финляндии в 1898 году[4], Каргель с женой и четырьмя дочерьми поселился в особняке княгини Н.Ф.Ливен (ул.Б.Морская, 43), где в нижнем этаже им была выделена подходящая квартира[5]. Каргель был духовным наставником общины евангельских христиан, собиравшейся в этом великолепном дворце, творении знаменитого архитектора Огюста Монферрана. В 1902 году православный противосектантский миссионер Булгаков посетил одно из таких собраний. В своем отчете он охарактеризовал Каргеля как «одного из главнейших пропагандистов штунды не только в Петербурге, но и во всей России»[6]. После 1905 года княгиня Н.Ф.Ливен стала всё меньше бывать в Петербурге, всё больше проживая в поместье. Руководство собраниями в ее доме целиком перешло в руки Каргеля[7]. Известно, что послушать именитого проповедника собиралась «масса всевозможного люда»[8].
Каргель продолжал свое тюремное служение[9]. В 1906 году им было предпринято специальное путешествие по тюрьмам русских городов[10].
В 1905-1907 годах в Петербурге в рождественское время проводились шестинедельные «евангельские чтения» или «евангельские курсы». Лекторами и устроителями были Каргель, барон Николаи, Проханов, Максимовский и инженер Оффенберг[11]. Каргель преподавал предметы: 1) о грехе, обращении и освящении; 2) о Духе Святом; 3) о проповеди; 4) толкование Откровения Св. Иоанна.
Глубоко исследуя Библию, проповедуя и уча, Каргель плодотворно разрабатывал евангельское богословие (о его писательской деятельности будет сказано ниже).
Об огромном авторитете Каргеля говорит тот факт, что в январе 1907 года он был единогласно избран председателем Съезда представителей общин евангельских христиан, баптистов, пресвитериан и молокан в Петербурге. Съезд был созван для обсуждения правил, приложенных при Высочайшем Указе от 17 октября 1906 г. «О порядке устройства отделившихся от православия сектантских общин»[12].
«Три евангельских богатыря»
Рассматриваемый период уникален тем, что в эти годы в Петербурге сошлись пути служения трех выдающихся лидеров евангельского движения: Каргеля, Проханова и Фетлера. О каждом из них уже написаны и, несомненно, будут еще написаны книги. Образно, по русской традиции, их можно назвать «тремя евангельскими богатырями».
При всём при том, отношения между ними складывались далеко непросто. 15 августа 1908 года, в отсутствие руководителя общины Каргеля, Проханов призвал верующих пойти путем духовного обновления и преобразования всего евангельского движения в Петербурге, чтобы расширить благовестие до масштабов всей России и пробудить весь русский народ[13]. Не все члены общины поддержали столь смелую и амбициозную программу действий Проханова. Церковь разделилась. Возвратившись, Каргель не смог привести общину к единодушию и был сильно потрясен этим явлением[14]. Каретникова пишет, что свои чувствования он сохранил в себе, но это был серьезный и болезненный кризис, который он пережил с Господом[15]. Проханов первым осуществил регистрацию церкви под именем «Первой общины евангельских христиан», соответственно община Каргеля стала именоваться «второй».
Произошедшее разделение, а также появление в Петербурге выдающегося баптистского проповедника Фетлера, привело к параллельному служению Проханова, Фетлера и Каргеля. Фетлер проповедовал баптистское учение, Проханов и Каргель – учение евангельских христиан, но серьезно различавшееся у них. Проханов, идя навстречу баптистам, поставил условием приема в общину водное крещение по вере, ввел закрытое причастие и общинную дисциплину. В отличие от Проханова, Каргель следовал учению, заложенному еще Редстоком и Пашковым. Как при них, доминирующей парадигмой у Каргеля было английское богословие пробуждения, опиравшееся на доктрины Евангельского Альянса, Кесвикскую теологию святости и богословие «открытых братьев»[16]. Общину Каргеля продолжали посещать представители высшего общества и те верующие, которым нравилось свободное отношение к водному крещению и открытое причастие, к которому допускались и те, кто был крещен во младенчестве[17].
Различие в догматике и индивидуальные особенности характеров Каргеля, Проханова и Фетлера одно время создали нездоровые отношения между ними, но позже отношения снова наладились[18]. Если на первом и втором Всероссийских съездах евангельских христиан Каргеля не было в списке выборных лиц, то на третьем съезде в декабре 1911 года Каргель был избран вице-председателем союза[19]. Он также активно участвовал в образовательной и издательской деятельности Проханова.
Издание печатных трудов
Усвоение Каргелем Кесвикского богословия святости сделало его плодотворным русским евангельским богословом, творчески воспроизводившим и укоренявшим это богословие на русской почве[20]. Богословскими доминантами Каргеля были весть о доверии Христу своего полного спасения (как оправдания, так и освящения), призыв пребывать во Христе, освящаться во Христе, исполняться силой Святого Духа[21].
Печататься за границей на немецком языке Каргель начал в 1895 году[22]. В России открытая публикация его трудов на русском языке стала возможна после 1905 г. Почти в каждом номере журнала «Христианин», выходившего с января 1906 года, появлялись его духовные статьи. Кроме того, он издал свои крупные богословские труды: «Свет из тени будущих благ» (1908) и «В каком ты отношении к Духу Святому?» (1912).
Сжатый синтез богословия Каргеля нашел выражение в изданном в 1913 году «Кратком изложении вероучения евангельских христиан». Этот текст оказался богословским шедевром: его лаконичные, а при том взвешенные и глубокие формулировки, оказались приемлемы как для российских кальвинистов, так и для арминиан. Неслучайно, именно этот документ был принят в качестве официального вероучения на съезде ВСЕХБ в 1966 году. Объединенный союз ЕХБ включал на тот момент весьма разнородные евангельские деноминации, однако документ Каргеля смог удовлетворить всех[23]. Ограниченный объем публикации не позволяет отразить все известные сведения о служении Каргеля, относящиеся к рассматриваемому периоду.
Год перемен (1910 год)
1910 год принес серьезные перемены в жизнь Каргеля, ставя вопросы, требовавшие решения. Многие годы семья Каргеля проживала в богатом особняке у своей благодетельницы княгини Н.Ф.Ливен (ул. Б.Морская, 43)[24]. Летом 1910 года особняк был куплен послом короля Италии, и в нем разместилось итальянское посольство. Семья Ливен покинула Петербург и переехала жить в поместье[25].
Община, собиравшаяся в доме Ливен, стала проводить собрания в Столярном переулке, дом 18. Там Каргель, вместе с пресвитером Второй общины Евангельских христиан С.А. Алексеевым, продолжал служение до 1917 года[26].
Каргель с дочерьми поселился на 4 линии Васильевского острова в доме 47, где семья сняла квартиру. Адрес их не менялся вплоть до 1917 года, когда в революционное лихолетье Каргели покинули Петроград[27].
Другим местом проповеди Каргеля был зал в доме Е.И.Чертковой в Гавани (В. О., Большой пр., 79)[28]. В сентябре 1910 года в этом доме проходили заседания Всероссийского съезда ЕХБ. Съездом была выражена благодарность домовладелице Е.И.Чертковой и общине евангельских христиан, руководимой братом Каргелем, за предоставление помещения для проведения съезда[29].
Переход из турецкого в русское подданство
Четвертого октября 1910 года министром внутренних дел Столыпиным были утверждены «Правила для устройства сектантских богослужебных и молитвенных (религиозных) собраний». Новыми правилами допускались к проповеди только лица, состоящие в русском подданстве. Наставник общины Каргель, будучи иностранным подданным, лишился права проповедовать.
Интересный вопрос: почему, проживая десятилетиями в России, он имел и сохранил турецкое подданство? Существуют две версии. Согласно первой, Каргель родился на территории Турции[30]. Его родители приехали в Россию из Болгарии, входившей тогда в состав Османской империи, и потому имели турецкое подданство[31].
Согласно второй версии, в период миссионерской работы Каргеля в Болгарии и Румынии (1880-1884) он принял турецкое подданство. Когда он вернулся в Россию, турецкий паспорт значительно облегчал его миссионерскую работу среди русских в условиях преследований сектантов[32]. Историк Вильгельм Кале считает, что второй версии нужно отдать предпочтение.
К 1910 году турецкий паспорт стал не подспорьем, а помехой в служении. Каргель немедленно ходатайствовал о переходе из турецкого подданства в русское. Поскольку эта процедура не могла осуществиться быстро, он подал еще одно прошение на имя Столыпина следующего содержания:
Его Высокопревосходительству
Господину Министру Внутренних Дел
Турецкого подданного
Ивана Вениаминовича Каргеля
Прошение
Проживая в России с 1884 года и принадлежа по своему религиозному убеждению к вероучению Евангельских Христиан, я фактически все время состоял членом общества находящего[ся] в С.Петербурге, и как член работал проповедью и поучением на наших религиозных собраниях; в настоящее время с изданием правил 4-го Октября 1910 года о молитвенных и богослужебных собраниях сектантов, я как иностранный подданный лишен возможности выступать с проповедью и поучением на наших публичных религиозных собраниях; начав ходатайство о принятии меня в Русское подданство в ожидании окончания оного, я Всепокорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство разрешить мне произнесение публичных проповедей и поучений на собраниях устраиваемых обществом Евангельских Христиан.Турецкий Подданный Иван КаргельС. ПетербургДекабря 20-го дня 1910 годаЖительство имеюВасил[ьевская] час[ть] 2 уч[асток].По 4-й линии д. № 47 кв. 26[33].
Получив прошение Каргеля, Департамент Духовных Дел МВД обратился 21 декабря к С.-Петербургскому Градоначальнику, прося сообщить сведения о личности просителя[34].
Пока власти наводили справки и вели переписку относительно Каргеля, община евангельских христиан тоже не бездействовала. Вдова генерал-адъютанта Е.И.Черткова (вероятно, из членов общины обладавшая наибольшим уважением и авторитетом в правительственных кругах) пишет Столыпину:
3 Января 1911 г.
Милостивый Государь Петр Аркадьевич,Обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбою: не найдете ли Вы возможности разрешить Ивану Вениаминовичу Каргелю публичные проповеди на собраниях Евангельских Христиан. Он подал прошение 20-го Декабря в Департамент иностранных исповеданий на имя Министра Внутренних Дел с просьбою об этом разрешении; за неполучением отзыва Градоначальства департамент доклада Министру не делал.Нам же, мне и моим единомышленникам, было бы очень желательно, чтобы И.В. Каргель мог произнести свою проповедь на собрании Евангельских Христиан в Среду 5, в Воскресенье 9 сего месяца и последующие дни.Искренне уважающая Вас,Е. Черткова[35].
Прочитав письмо Чертковой, Столыпин берет дело под контроль. Пятого января Санкт-Петербургский Градоначальник отправляет в Департамент Духовных Дел следующее отношение (приводится в сокращении):
По доставленным полициею сведениям, турецкий подданный Иоган Вениаминович К а р г е л ь, проживающий в доме № 47, по 4-й линии, 62 лет от роду, прописан миссионером по билету ИМПЕРАТОРСКОЙ Российской Миссии, от 7 сентября 1910 года за № 837 по 1 марта 1911 года; занимается чтением по тюрьмам религиозных книг и миссионерством. Занимает квартиру из 5 комнат вместе с дочерьми: Елизаветой 22 лет, Марией 23 лет, Еленой 27 лет и Анной 28 лет; все лютеранского вероисповедания.Иоган Каргель выбывал в Москву с 4 по 28-е октября 1910 года. Вся семья живет замкнуто, почти никого у себя не принимает и сами ни у кого не бывают. Все почти ежедневно по утрам куда-то уходят из квартиры и к вечеру возвращаются. Как в политическом, так и в нравственном отношении за семейством Каргель ничего предосудительного замечено не было[36].
Из этого, весьма интересного своими деталями документа, узнаем, что турецкий подданный Каргель записан миссионером, что соответствовало характеру его деятельности, что он продолжал свое давнее многолетнее служение в тюрьмах и что его семья вела достаточно уединенный образ жизни, не совершая служения у себя на квартире и не заводя знакомств с соседями по дому.
8 января собранные полицией сведения были доложены Столыпину, и он нашел возможным удовлетворить ходатайство Каргеля о разрешении ему произносить проповеди на молитвенных собраниях общины[37].
Таким образом, прошение Каргеля, поданное на имя министра Столыпина и поддержанное Е.И.Чертковой, возымело действие. Он имел теперь личное разрешение правительства проповедовать в общине, не дожидаясь приобретения русского подданства.
Отказ от произнесения клятвы и целования Креста и Евангелия
Между тем к осени 1911 года вопрос о получении подданства перешел в стадию решения, однако он встретил препятствие, когда власти потребовали от Каргеля совершения действий, противоречивших его совести.
Для разрешения этого вопроса 24 сентября 1911 года в Министерство Внутренних Дел от Совета Второй Санкт-Петербургской Общины Евангельских Христиан было подано прошение следующего содержания (приводится с незначительными сокращениями, с сохранением орфографии):
Совет Общины обращается в Департамент Духовных Дел с всепокорнейшей просьбой о разрешении следующего вопроса: наш единоверец Иван Вениаминович Каргель по своему происхождению иностранный подданный возымел желание перейти в подданство России, совершив все требуемые законом формальности и ходатайства и, получив разрешение на переход в русское подданство, он был вызван Управлением С.Петербургского Градоначальника для принесения в установленной форме присяги, но совершить ее не мог потому, что форма присяги требует произнесения клятвы Всемогущим Богом и в знак чего целование Креста и Евангелия, что по своему внутреннему убеждению он сделать не мог, и его дело перехода в Русское подданство на этом остановилось.
Совет Общины в данном вопросе, как принципиальном и в последующем могущем возникать довольно часто в разных случаях повседневной жизни Общины, где ее членам по разным случаям придется принимать присягу должен высказать свой взгляд: на основании учения Господа Иисуса Христа: Евангел. Матфея 5-я Глава 34-35-36-37 стихов и учения Святого Апостола Иакова 5 глава 12-й стих, что по глубокому убеждению мы все Евангельские Христиане стоим в том, что произносить клятвы, призывая Имя Всемогущего Бога мы не смеем; Господь запретил; но во всех потребных случаях мы готовы дать какое угодно торжественное обещание, лишь бы только не с клятвою, высказав свою точку зрения мы представители Второй С.Петербургской Общины Евангельских Христиан в лице Совета оной просим Департамент Духовных Дел, как для нас, так и для Административных мест выяснить вопросы, как нам поступать в дальнейшем, дабы не иметь, подобно вышепоименованному случаю, остановку срочных и нужных текущих дел, где требуется произнесения присяги[38].
Из этого документа следует, что первый вызов Каргеля в Управление Санкт-Петербургского Градоначальника по вопросу его перехода в русское подданство оказался неудачным. Процедура требовала произнесения клятвы Всемогущим Богом и целование Креста и Евангелия, что по своему внутреннему убеждению Каргель сделать не мог. Для разрешения ситуации и было подано прошение от Совета Общины, имевшее целью решить вопрос принципиально, то есть, для любого члена общины, от которого потребовалось бы принесение клятвы.
Власти пошли навстречу ходатайству общины и допустили Каргеля к принятию присяги на подданство по общей форме, разрешив заменить слова «клятвенное обещание» на «торжественное обещание», отменив слова «клянусь» и целование Евангелия и Креста, как «несоответствующих самому существу вероучения названной секты»[39].
Вероятно, переход Каргеля в русское подданство состоялся в ноябре 1911 года[40] (во всяком случае, не раньше этого времени и не позднее 1913 г.). Став русским подданным, он был приписан к мещанскому сословию г. Петрограда (1913)[41].
Скорее всего, данное отношение Каргеля и всей общины к клятве было обусловлено влиянием на него братских меннонитов, с которыми он много общался и сотрудничал на протяжении нескольких десятилетий[42]. Меннонитам при вступлении в русское подданство было разрешено присягать без произнесения клятвы[43].
Смерть жены
В 1907 году Каргеля постигла тяжелая утрата. Он внезапно и очень рано лишился жены, которой шел всего 55-й год. Это произошло во время его пребывания за границей с двумя старшими дочерьми[44].
Итак, мы рассмотрели и кратко описали жизнь и служение Каргеля в Петербурге в период свободы вероисповедания (1905-1914), выявив некоторые новые штрихи в его биографии. Его многогранное служение включало в себя труд наставника общины, учителя, благовестника и писателя.
Где он мог находиться? Насколько известно, в 1907 году Каргель посетил Латвию, где преподавал на организованных краткосрочных евангельских курсах[45], а также Финляндию, где помог открыть в Гельсингфорсе русскую церковь Евангельских христиан[46].
Анна Александровна Каргель окончила земной путь 17 мая 1907 года, скоротечно скончавшись от дифтерии. До последних дней она была предана делу служения беднякам и нуждающимся. Она была ревностной сотрудницей разных комитетов о приютах и всю жизнь заботилась о сиротах[47]. Оставшись с четырьмя незамужними дочерьми, в возрасте от 19 до 25 лет, жившими вместе с ним, Каргель не стал жениться во второй раз.
Богословское осмысление темы страданий
Всю жизнь Каргеля сопровождали испытания и страдания. В рассматриваемый период, кроме потери жены, он испытал боль разделения церкви, переживания в связи с утратой права проповедовать и вставшим вопросом смены подданства (это только то, что мы знаем, ведь Каргель не любил говорить и писать о себе лично).
Личный духовный опыт и глубокое изучение Библии помогли ему глубже раскрыть важное значение страданий на христианском пути освящения. Он глубоко понял их благотворную роль, что привело его к убеждению несколько скорректировать Кесвикское богословие святости, которому он следовал. Он добавил к другим средствам освящения страдания[48]. В книге «Христос освящение наше», вобравшей в себя самую суть учения Каргеля, он пишет: «Господь, однако, хочет освободить нас от этой нашей собственной жизни и часто не может сделать этого иначе, как на пути страданий. Итак, Господь касается нашего имущества, нашего здоровья, нашего дорогого родственного кружка, нашего доброго имени, нашего любимого дела и так далее, но мы не хотим дать Ему освободить себя; защищаем жизнь всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами и, не желая умирать, говорим самим себе: "Будь милостив к себе, да не будет этого с тобою!" (Мф.16:22)»[49]. Но Господь не обращает внимание на наши протесты, ибо «только через страдания мы можем достичь совершенства»[50].
Не вполне понятно, когда была написана книга «Христос освящение наше». Николс датирует ее 1912 годом[51], хотя в то же время указывает, что напечатана она была значительно позднее, в журнале «Христианин» в 1926 году[52]. Как бы то ни было, можно утверждать, что тема освящения была в фокусе внимания Каргеля в этот период жизни, о чем говорят предметы, которые он преподавал на евангельских курсах.
Заключение
Обращено внимание на непростые взаимоотношения, имевшие место между тремя духовными лидерами: Каргелем, Прохановым и Фетлером. Несмотря на трения, они искали пути к сотрудничеству, и каждый из них внес выдающийся вклад в развитие евангельского движения не только в Петербурге, но и далеко за его пределами.
Благодаря малоизвестным архивным документам, установлено время и причина смены Каргелем турецкого подданства на русское. С изданием Правил от 4 октября 1910 года о молитвенных и богослужебных собраниях сектантов, Каргель, будучи иностранным подданным, лишился права проповедовать на собраниях Второй общины евангельских христиан, являясь на тот момент ее наставником. Это стало побудительной причиной его перехода в русское подданство, которое он получил, вероятно, в ноябре 1911 г.
Документы демонстрируют важную роль поддержки, которую представители высшего общества (вдова генерал-адъютанта Е.И.Черткова и княгиня Н.Ф.Ливен) оказывали Каргелю и его семье в его служении наставника общины евангельских христиан.
Усвоение Каргелем Кесвикского богословия святости сделало его плодотворным русским евангельским богословом, творчески воспроизводившим и укоренившим это богословие на русской почве. Его творческим развитием богословия стал акцент на важной роли страданий на пути освящения и уподобления Христу. Этому богословскому выводу способствовало: во-первых, глубокое и тщательное исследование Библии, во-вторых, непростые условия жизни евангельских верующих в России, а также личные скорби и утраты, самой тяжелой из которых была смерть жены в 1907 г.
Условия свободы вероисповедания позволили Каргелю приступить к изданию своих основных печатных трудов и, таким образом, многократно умножить и распространить свой духовный авторитет учителя Церкви. Благодаря письменному наследию, его известность и влияние вышли далеко за пределы времени, в котором он жил, и за пределы конфессии, в которой трудился.
Библиография
IV Всероссийский съезд ЕХБ с 1 по 9 сентября 1910 в СПб. СПб.: Тип. Книгоизд-ва Полезной Литературы, 1910.
Альманах по истории русского баптизма. Вып.4. СПб.: Библия для всех, 2009.
Баптист. Март 1909. № 5; Апрель 1909. № 8.
Братский листок. 1906. № 1; 1906. № 10; 1907. № 2; 1907. № 5; 1907. № 7.
Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. М.: Центрполиграф, 2005.
Весь Петроград на 1917 год: Адресная и справочная книга.
Грачев Ю.С. Студенческие годы. СПб.: Библия для всех, 1997.
История ЕХБ в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989.
Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе /пер.с нем.: Скворцов П.И. Вупперталь-Кассель: Издательство Онкен, 1978 // Компакт-диск «История Евангельского движения в Евразии 4.0». Одесса: ЕААА, 2005.
Каргель И.В. В каком ты отношении к Духу Святому? СПб.: Тип. Т-ва Андерсона и Лойцянского, [1912].
Каргель И.В. Свет из тени будущих благ, или Тридцать две беседы о скинии, жертвоприношениях и священстве. СПб.: тип. и переплетная Ю.А.Мансфельд, 1908.
Каргель И.В. Собр.соч. СПб.: Библия для всех, 1997.
Краткое изложение вероучения евангельских христиан. Издание 2-й С.-Петербургской общины Общины Евангельскихистиан, 1913.
Ливен С. Духовное пробуждение в России. Корнталь: Свет на Востоке, 1990.
Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля // Евангельская вера. №1. Март 1940.
Мицкевич А.И. История ЕХБ. М.: Российский Союз ЕХБ, 2007.
Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015.
Проханов И.С. Записка о правовом положении евангельских христиан, а также баптистов и сродных им христиан в России. СПб.: изд. ВСЕХ, 1913.
Пузынин А. Традиция евангельских христиан. М.: ББИ, 2010.
РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.198. Л.60; Ф.821. Оп.133. Д.276. Л.7 с об, 9 с об.; Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л. 9-12, 14-15.
Реки воды живой. Воспоминания об о.А.Мене. М.: Путь, Истина и Жизнь, 2003.
Храпов Н.П. Счастье потерянной жизни. М.: Протестант, 1991. Том 2.
Христианин. 1926. №№ 1-9.
ЦГИА СПб. Ф.19. Оп. 94. Д.73. Л.1; Ф.19. Оп.95. Д.48. Л.29; Ф. 19. Оп. 102. Д. 35. Л. 627-629.
Kuznetsova M.R. Early Russian Evangelicals (1874-1929). Pretoria: University of Pretoria, 2009.
Wardin, A. W. On the Edge. Eugene, OR: Wipf & Stock, 2013. [1] О расшифровке немецкого имени Каргеля, смотри: Степанов В. Новые сведения о Каргеле (результаты архивных исследований) // http://spb.hecrus.ru/neizvestnaya-istoriya/novye-svedeniya-o-kargele.html (22.05.2016).
[2] Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015. С. 341-342; Kuznetsova M.R. Early Russian Evangelicals (1874-1929). Pretoria: University of Pretoria, 2009. P.313.
[3] Реки воды живой. Воспоминания об о.А.Мене. М.: Путь, Истина и Жизнь, 2003. С.182.
[4] Wardin A. W. On the Edge. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2013. P.230; Николс. С.203.
[5] Ливен С. Духовное пробуждение в России. Корнталь: Свет на Востоке, 1990. С. 81.
[6] ЦГИА СПб. Ф.19. Оп. 94. Д.73. Л.1; Ф.19. Оп.95. Д.48. Л.29.
[7] Ливен С. Духовное пробуждение в России. С.106, 115.
[8] Грачев Ю.С. Студенческие годы. СПб.: Библия для всех, 1997. С.52.
[9] Николс. Указ.соч. С.203.
[10] Братский листок. 1906. № 10. С.15.
[11] Братский листок. 1906. № 1. С.1-3; 1906. № 10. С.12-13; 1907. № 7. С.24.
[12] Братский листок. 1907. №2. С.7-8.
[13] Мицкевич А. История ЕХБ. М.: РСЕХБ, 2007. С.133-135.
[14] Храпов Н.П. Счастье потерянной жизни. М.: Протестант, 1991. Том 2. С.17-18.
[15] Альманах по истории русского баптизма. Вып.4. СПб.: Библия для всех, 2009. С. 38.
[16] Пузынин А. Традиция евангельских христиан. М.: ББИ. 2010. С. 197.
[17] Мицкевич. С. 135.
[18] Баптист, № 5, март 1909, с.20-21; Баптист, № 8, апрель 1909, с.20-21; Грачев. С. 92.
[19] Николс. С. 223.
[20] Николс. С.282-283.
[21] Николс. С.342-343.
[22] Николс. С.235.
[23] Кузнецов В.М. Русские евангельские вероисповедания о кальвинизме // Альманах по истории русского баптизма. Вып. 4. С.92-94.
[24] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 35. Л. 627-628.
[25] Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. М.: Центрполиграф, 2005. С.361; Ливен С. Духовное пробуждение в России. С.106, 115.
[26] Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля // Евангельская вера. № 1. Март 1940. С.9.
[27] Весь Петроград на 1917 год: Адресная и справочная книга. С.298.
[28] ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.102. Д.35. Л.628-629.
[29] IV Всероссийский съезд ЕХБ с 1 по 9 сентября 1910 в СПб. СПб.: Тип. Книгоизд-ва Полезной Литературы, 1910. С.44.
[30] Wardin. P.152, 238.
[31] Николс. С.38-39; Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе/ Пер. с нем. Скворцова П.И. Вупперталь-Кассель: изд-во Онкен, 1978. С.72.
[32] Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля // Евангельская вера. № 1. Март 1940. С.8; Кале. С.72; Миллер Д. Иоганн Каргель //Альманах по истории русского баптизма. Вып.4. С.84-85.
[33] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л. 9 с об.
[34] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л.10.
[35] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л.11 с об - 12.
[36] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л. 14.
[37] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.286. Л. 14-15.
[38] РГИА. Ф.821. Оп.133. Д.276. Л.7 с об.
[39] РГИА. Ф.821. Оп.133. Д.276. Л. 9 с об.
[40] Проханов И.С. Записка о правовом положении евангельских христиан, а также баптистов и сродных им христиан в России. СПб.: изд. ВСЕХ, 1913. С.24.
[41] РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д.198. Л.60.
[42] Николс. С. 51, 53, 179-182, 342.
[43] История ЕХБ в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989. С.33, 448.
[44] Ливен С.П. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля // Евангельская вера. № 1. Март 1940. С.9.
[45] Скопина И.Н. Из биографии И.В.Каргеля и его дочерей // Каргель И.В. Собр.соч. СПб.: Библия для всех, 1997. С.696.
[46] Николс. С.169.
[47] Братский листок. 1907. № 5. С.25-26.
[48] Николс. С.338.
[49] Каргель. Собр.соч. С.106.
[50] Каргель. Собр.соч. С.107.
[51] Николс. С.242-243.
[52] №№ 1-9.